Люблю я тему татаро-монгольского ига. А вот Веллера, как выяснилось, не люблю. И слог нескладный, тяжелый, неприятный порой, и идеи вызывают желание не то спорить, не то фейспалмить. Но цитат все же принес немного, чтобы жизнь мёдом не казалась.
читать дальше
Но – стонали? Ну, постанывали. Но – страдали? Конечно страдали, как же у нас без этого. Но все же без ига. Что называется – опомнились шестьсот лет спустя.
**
Генеалогическое древо исторических подвигов до ужаса напоминает развесистую клюкву.
**
Не было на Мамая Шекспира, так ведь и Гомера не нашлось. Фантастическая была личность, немеренного честолюбия и авантюризма.
**
Ратное дело есть такая же естественная часть природы, как времена года, пахота на прокорм семьи и смена поколений.
**
Ты собираешься разобраться лишь в одном историческом событии – и вскоре оказывается, что влез в дебри хитросплетений той эпохи, клубок разматывается и сплетается в паутину, твои мозги опутаны безумством связей и дат – и чем дальше в лес, тем наглее и бесчисленней мельтешат в глазах партизаны.
Что можно знать о средневековой истории, если сегодня мы так и не знаем, кто убил Кеннеди?
**
Историю пишут победители – это внешнеполитическую историю, когда война кончилась. А вообще историю пишут власти. Ставят задачу историкам – и историки оформляют желаемую власти точку зрения в монографии и диссертации. Чем авторитарнее строй – тем управляемее история.
**
Журналисты создают идеологическую атмосферу в обществе. И историки, надышавшись этой идеологизированной атмосферой, пишут историю.
**
История – это политика, обращенная в прошлое.
**
Не люди, а помесь Васнецова с Псалтырью.
**
Идеальный историк невозможен. Информация теряется безвозвратно.
Историк разведывает, диагностирует, реставрирует истину.
**
У бога много имен, и все пути ведут к нему.
**
Так что профессия великого князя была очень прибыльной. Хотя и повышенного риска. Хлопотной и опасной.
**
Рязань могла хотеть от Москвы и Мамая только одного – чтоб они обнялись и утопились.
**
А если достоверная деталь не желает укладываться в логику общей картины – переписывай картину, она неверна.
**
Как христианин, Сергий не должен был желать Дмитрию сдохнуть и провалиться на свое законное место в Аду. Но умирали же хорошие люди от чумы, скажем… Сердцу любить не прикажешь.
**
Если вы чего-то не понимаете – значит, от вас что-то скрывают.
**
Не в наших силах сменить князю характер – но можно сменить самого князя. На другого, с более человеческим характером.
**
Летопись нуждается в раскодировании читателем. В развертывании смыслов. Умение читать и умение прочитать летопись – разные вещи.
Летопись излагает факты. Иногда врет. Иногда врет явно. Иногда факты не увязываются между собой – тогда надо искать умолчания, искажения, подтасовки.
Эстетика летописи основана на сокращениях, вызванных техническими причинами. На сокращениях, вызванных общеизвестностью современных летописцу фактов (позднее они канули). На сокращениях, которые вызваны политической задачей умолчать ненужное и враждебное. На умолчаниях, вызванных мнением летописца о важном и не важном. А также, также, также!! – На патриотической трактовке событий. На необходимости считаться с волей монастырского начальства – с редактором, так сказать. И князю польстить надо, а грехи его скрыть либо трактовать ему во благо. Образ русского воина приподнять, врагов его – опустить: ах ты собака Калин-царь!
Летопись идеологизирована! Понимать надо. А как иначе.
При этом беллетризована! Персонажи дистанцируются от исторических героев по воле и разумению автора; который и так-то полнотой информации не располагает.
И оптимизирована. В смысле минимизирована.
«Минималистская эстетика русской летописи» – эта ученая монография еще не написана; да и докторской нет.
Летописец выдирает из тела истории скелет, нередко теряя при этом отдельные кости. При попытке собрать его кособокий скелет хромает и падает.
Но летописец, этот гуманитарный Кювье наоборот, все время подразумевает, что сохраненный его трудом скелет вы мысленно видите как все тело целиком, с его мышцами и внутренними органами, в движении и работе: видите скелет события как живое полнокровное действие с логикой и страстями. Но прошли века, отдельные кости потерялись, вместо гомункулюса восстанавливается ужасный Франкенштейн с нарушением координации.
Любая история – это кубик Рубика, который надо собрать. Предварительно найдя недостающие квадратики.
@темы:
не моё,
сиреневый джокер,
читалочки,
2019