Скоростей может быть четыре, пять или даже шесть (в зависимости от марки авто). Имеется задняя скорость (это для того чтобы двигаться в обратном направлении, не разворачивая машину - обозначена буквой R).
Главное положение рычага – N - нейтральное, когда он стоит посередине и свободно болтается в пространстве, и его ничто не держит. Для того, чтобы включить первую передачу, нужно до отказа выжать педаль сцепления и поставить рычаг в положение, которое обозначено на схеме цифрой I.
Педаль сцепления нужно выжимать при каждом переключении рычага, причем переключать скорости нужно по порядку, т. е. с I на II, потом на III, IV и V. Нельзя переключаться сразу со II скорости на V. Для снижения скорости порядок тот же, только в обратном направлении.
Для того, чтобы тронуться с места, нужно, прежде всего, повернуть ключ в замке зажигания, (предполагается, что рычаг стоит в нейтральном положении), услышать, что двигатель заработал; после этого выжать педаль сцепления и не отпускать ее, поставить рычаг на I передачу, и, плавно нажимая педаль газа, одновременно и так же плавно отпустить педаль сцепления. Поехали.
Для переключения с І скорости снова выжимаешь сцепление и переводишь рычаг в положение II. Так же плавно жмешь на газ, отпуская сцепление. Дальше по той же схеме. Переключать скорости нужно тогда, когда ты услышишь, что двигатель работает с напрягом или по приблизительной схеме: I – до 15 км/ч, II – до 30 км/ч, III – до 50 км/ч, IV – до 70-80 км/ч. Дальше – пятая, и погнали!
Ты видишь перед собой другой автомобиль, что делать? Сбрасываешь ногу с газа (правая педаль, правая нога) и нажимаешь на тормоз (средняя педаль, правая нога), но не очень резко, т. к. в тебя могут врезаться те, кто едет сзади. Вообще, все педали нужно стараться нажимать очень плавно, чтобы машина не дергалась и не глохла. Рычаг скоростей должен переключаться без усилий, при его перемещении не должен быть слышен скрежет металла.
Если тебе предстоит подняться на горку, то тут нужно особое умение – нужно постараться быстро снять ногу с тормоза, выжать сцепление, включить передачу, быстро и одновременно выжать газ, отпуская сцепление, чтобы не покатиться назад. Пока ты не освоишь этот прием, можно пользоваться стояночным тормозом, который нужно не забыть опустить, после того, как начнешь движение.
Движение с горки нужно регулировать педалью тормоза, чтобы не разогнаться, по инерции, слишком сильно. Для того, чтобы снизить скорость, нужно, слегка притормаживая, переключиться на нижнюю передачу, по тому же принципу, что и при разгоне – сначала выжать сцепление, переключить на следующую (более медленную) скорость, плавно отпустить сцепление, одновременно выжимая педаль газа, и далее, только в обратном порядке.
На стоянке машина может стоять как на стояночном тормозе, так и на передаче, только нужно не забыть перевести рычаг на нейтралку.