я искал это с конца 2007 года, да..
и это прекрасно
Сказки чаще всего приходят к нам в детстве и так или иначе - пусть даже где-то в глубине сознания остаются осколочками-обрывками, доносят далекие воспоминания и словно окунают нас в ту атмосферу беззаботности и необремененности прошлым, которая была в детстве. И потому, когда вдруг возникает необходимость проанализировать волшебство в человеческой сказке, объяснить что и как происходит, почему...лично я столкнулся с некой проблемой - как представитель абсолютно иной расы, я не знаю маггловских сказок, разве что пару, скажем дидактических. И именно одну из них я и возьму. Это сказка - коротенькая, с трагическим концом, известная и понятная всем..."Колобок". Моментально припомнив текст, сюжет сказки и разворачивающиеся в ней события у читателя данной работы может возникнуть вопрос: а где в ней магия? Тем более столько, чтобы анализировать ее тут? А вот и нет, магии в "Колобке" более чем... Итак...
Жили-были дед да бабка.
Ничего необычного, неправда ли? Однако мало кто обращает внимание на то, что практически все сказки начинаются с утверждения истинности рассказываемого в них ведь не просто "жили", а "жили-были"...Итак, были. Значит где-то там (в тридевятом царстве, неведомом государстве) жили некие личности - дед и бабка. Инициатором начала сказки стал дед, ибо:
а) он захотел есть
б) как следствие - попросил бабку испечь колобок
Когда же бабка возразила, дескать неделю уже без еды сидим....(а вот тут и возникают ассоциации - семидневный пост мага перед актом творения или проведением важного ритуала), дед уверяет бабку: "поскреби по туескам, помети по коробам - глядишь и на колобок наскребешь" (прорицание, разве нет? Причем дед абсолютно уверен, что бабка точно наскребет на колобок, следуя его указаниям), и так оно и случается. Далее бабка проявляется как демиург - она замешивает тесто (по моему варианту сказки - напевая песню, следовательно вербальное сопровождение ритуала, однако в более новом варианте сказки этот момент опускают). Затем бабка выпекает колобка (творение из огня вышедшее, тоже навевает некоторые ассоциации, но это не суть важно). Колобок выходит на славу - румяный, пышный, как солнце, бабка ложит его остывать на подоконник и тут возникает конфликт первый - демиурга и творения, попытка сотворенного уйти от фаталичности своей судьбы, а именно - его должны съесть, и, как мы знаем, в конце сказки это таки происходит. Но пока что мы не добрались до конца, а потому: юное творение не желает повиноваться воле творца, скатывается с окошка и "катится по дорожке, гусей распугивая, напевая песенку...". А вот тут я говорю "Стоп". Это уже магия на лицо, и не магия творения, как у бабки, а всем привычная и знакомая - бардовская магия. Причем строго следующая системе канона: сотворенный с песней, он обретает так называемый "zero level" - то есть нулевой, задатки к бардовской магии. Выступая против демиурга, он тем самым поднимает свою эмпирическую шкалу и потому, катясь по дорожке и практикуя свою школу магии он поднимается на первый уровень - а именно песня страха, точнее испуга на начальном уровне - согласитесь - для того, чтобы распугать гусей, ни ума, ни таланта много не надо. Дорожка приводит его в лес, и лес постает как символический образ опасности, пути, на котором легко сбиться. Первым, кого встречает колобок - это заяц (кстати всем нам привычно, что и колобок и звери говорят, а это ведь тоже магическое проявление, не так ли?). По непонятным нам причинам, заяц агрессивно настроен, потому как сразу говорит "я тебя съем". На что колобок возражает - "э нет, заяц, не съешь" - причем колобок абсолютно уверен в своих силах и в своей магиии, что важно. Он поет песенку:
Я по туескам скребен,
Я по коробам метен,
В печку сажен,
На окошке стужен
Я от деда ушел,
Я от бабки ушел
И от тебя, заяц, и подавно уйду!
Как видим, это явственный пример бардовской боевой заклинательной песни, причем удачное ее использование. Стоит ли говорить, что эта песня уже выше по уровню, чем песенка для гусей? Следовательно, это уже "first level" - я полагаю, что такое умение как Ошеломление, по канону бардовской магии. Впрочем с зайчиком ведь не так сложно и справиться, разве не так? Следующим колобку встречается волк, которому колобок все столь же нагло заявляет "не съешь ты меня!" и поет вышеприведенную песенку, с изменением концовки:
Я от зайца ушел,
И от тебя, волк, несложно уйти!
И само-собой, магия снова срабатывает, эмпирика накапливается и это уже - соответственно - "second level" все той же песни "Ошеломление". С повстречавшимся медведем колобок уже не так самоуверен, и, видимо, это-то его и подводит...он просит "не ешь меня медведь, я тебе песенку спою", следовательно отказываясь от "прокачанной" на второй уровень песенки Ошеломление он разрабатывает песню "Усмирение", тоже берущую начало из нулевого уровня - "Испуг"...Он поет песню медведю, ускользает от него, эмпирика снова таки поднимается до уровня 1...При этом не стоит забывать о том, что фаталичность, неизбежность судьбы предрешена давно, еще в начале сказки, однако колобок, победив медведя, и вовсе забывает об осторожности (обратите внимание: три предупреждения, три шанса...) и когда встречает лису (лиса символ гармоничного соединения силы и хитрости), то уже абсолютно уверенный в своих силах, он и ей заявляет "не ешь меня, лиса, я тебе песенку спою...то есть выбирает песенку Усмирения, хотя, возможно, правильней было бы взять более развитую и боевую песнь Ошеломления. На лису магия попросту не действует, она пользуется даже не столько Шармом, сколько глупостью и честолюбием колобка и в конце-концов съедает его. На этой ноте сказка заканчивается. Причем заканчивается тем, чем должна - колобок выполняет свою функцию - его съедают. Раскрываем символический смысл, мораль(я ведь сказал, что сказка дидактическая) произведения:
1) творение так или иначе обречено выполнить функцию, для которой было создано демиургом
2) маг должен быть осторожен в выборе силы и ее распределении
3) беспечность - не лучший спутник, когда идешь против своей судьбы
Кроме того, как это было проиллюстрировано, тут очень четко и канонично расписана бардовская магия, упомянута демиургия (магия творения) и немного прорицания...